Доступная среда

  • DSC 0001
  • DSC 0002
  • DSC 0008
  • DSC 0022

Реабилитация людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является актуальной проблемой для общества и приоритетным направлением государственной социальной политики, в том числе в части реализации Программы по созданию безбарьерной (доступной) среды для инвалидов и маломобильных групп населения. Безбарьерная (доступная) среда – это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни и способствующая наиболее полному развитию способностей и максимальной интеграции инвалидов в общество.

Специально оборудованные учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий, средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ОВЗ

Одним из условий повышения эффективности развивающей педагогической работы является создание адекватной возможностям ребенка предметно-развивающей среды, то есть системы условий, обеспечивающих полноценное развитие всех видов детской деятельности, развитие высших психических функций и становление личности ребенка.

В МБДОУ № 192 объектами для проведения практических занятий с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, являются: групповые помещения, музыкальный и физкультурный залы, бассейн, кабинет учителей-логопедов, кабинет педагога-психолога, кабинет дополнительных услуг.

В групповых помещениях присутствуют элементы, стимулирующие познавательную, речевую, физическую и игровую деятельность детей. Развивающая предметно-пространственная среда для детей с ОВЗ и детей-инвалидов имеет подвижные трансформирующиеся границы, изменяющиеся (сжимающиеся и расширяющиеся) по объему. Созданная коррекционно-развивающая среда в МБДОУ – это комплексный, системный, вариативно-меняющийся механизм непрерывной психолого-педагогической помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья на пути становления его социальной компетентности в играх, занятиях, общении со сверстниками и взрослыми, формировании мобильности и общественной активности. В групповых помещениях оборудованы спортивные уголки, в которых имеются кегли, обручи, гимнастические палки, мягкие мячи разных размеров, скакалки, комплекты наглядных пособий для пропаганды ЗОЖ, оборудование для закаливания, коврики гимнастические, набор детских кеглей, кольцеброс, мешочки с песком для метания, флажки.

2 группы компенсирующей направленности оснащены специальным оборудованием: логопедические уголки, интерактивная панель с методическим обеспечением "Алма".

Музыкальный зал в МБДОУ предназначен для решения задач музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста. Здесь проводятся ООД, досуги, праздники, утренники и развлечения. Зал оснащен современным оборудованием: синтезатор, фортепиано, колонка, микшер, микрофоны, ноутбук, принтер, интерактивный экран, детские музыкальные инструменты, книги, костюмы, маски, декорации для праздников, атрибуты для дидактических игр, методические пособия, наглядно-дидактические пособия.

Для работы с детьми с особыми образовательными потребностями кабинеты педагога-психолога и учителей-логопедов оснащены:

  • техническими средствами обучения: интерактивный комплекс "АЛМА", программное обеспечение для работы с детьми с особыми образовательными потребностями "АЛМА", робототехнические наборы, интерактивный стол "Project Touch", интерактивный стол с программой "Логомер", программный комплекс "Лонгитюд-5;
  • коррекционным оборудованием: массажные мячи, набивные мячи, детские тренажеры, релаксационное и сенсорное оборудование, доски "Бильгоу", балансиры, дидактические наборы для осуществления коррекционной работы в соответствии с Адаптированной основной образовательной программой МБДОУ.

Для оптимального осуществления интеграции на этапе дошкольного детства необходимо соблюдать специальные условия воспитания и обучения детей с ОВЗ, организовывать безбарьерную среду их жизнедеятельности. В процессе образовательной деятельности в детском саду важно гибко сочетать индивидуальный и дифференцированный подходы, что будет способствовать активному участию детей в жизни коллектива.

Образовательный процесс предполагает преимущественное использование наглядно-практических методов и способов организации деятельности: наблюдений, экскурсий, проведение элементарных опытов и экспериментов, создание игровых ситуаций, использование современных образовательных технологий: ИКТ, метод моделирования, игровые методы и приемы, проблемный метод обучения, проектная деятельность, сказкотерапия, песочная терапия, театрально-игровая деятельность, приемы мнемотехники, здоровьесберегающие технологии, динамические паузы, разминка для пальцев, упражнения для глаз, дыхательная гимнастика, релаксационные паузы, психогимнастика, музыкотерапия, логопедический массаж.

При использовании специальных методов, приемов, средств обучения, специализированных образовательных и коррекционных программ, ориентированных на особые образовательные потребности детей, используется дифференцированное и индивидуализированное обучение с учетом специфики нарушения развития ребенка, а также комплексное воздействие на воспитанника, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях. В МБДОУ № 192 соблюдаются рекомендации лечащего врача по организации образовательного процесса детей-инвалидов и детей с ОВЗ (организация режима дня, смены видов деятельности на занятиях, проведение физкультурных пауз и т.д.)

Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ОВЗ

В детском саду созданы все условия для полноценной двигательной деятельности детей, формирования основных двигательных умений и навыков, повышения функциональных возможностей детского организма, развития физических качеств и способностей. Для этого оборудован физкультурный зал, в котором проводятся ООД, соревнования, спортивные досуги и праздники, развлечения. В физкультурном зале имеется следующее оборудование: маты, мячи разных размеров, палки гимнастические, скакалки резиновые, обручи, дуги для подлезания, тактильная дорожка прямая, стенки гимнастические, футбольные ворота, тренажеры детские, гантели, игольчатые мячи, баскетбольные щиты, гимнастические скамейки, флажки, ленты, игольчатые полусферы, диски здоровья, фитболы, щиты для метания, лесенки-качалки, балансир, кочки, мешочки для метания, медицинболы, доски с зацепами, следочки, ортопедические дорожки ("травка" и "камешки"), городки, кольцебросы, портативное табло, канат, секундомер, компьютер, принтер, музыкальный центр.

Бассейн предназначен для решения задач физического воспитания и развития детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Бассей оборудован следующим инвентарем: плавательные доски, обручи, баскетбольные корзины для воды, ласты, гребки для рук, тонущие игрушки, плавательные круги, мячи, разделительная полоса, нудлы, шарики.

Оборудована спортивная площадка для проведения занятий физической культурой и спортом, в том числе для детей групп компенсирующей направленности. Прогулочные площадки каждой возрастной группы оборудованы игровым и спортивным оборудованием.

Библиотека, приспособленная для использования инвалидами и лицами с ОВЗ

В МБДОУ отсутствует отдельное помещение, отведенное под библиотеку. Книжный фонд, который имеется в дошкольном учреждении, располагается в методическом кабинете и в групповых помещениях и насчитывает более 250 наименований.

Методический кабинет оснащен необходимыми для обеспечения воспитательно-образовательного процесса пособиями, литературой, картинами, играми, художественной литературой, мультимедийным оборудованием, которые подобраны в соответствии с образовательными областями: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. В каждом групповом помещении выделено и оснащено детской художественной и познавательной литературой место под библиотеку для воспитанников МБДОУ в соответствии с их возрастными особенностями.

Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации

В целях обеспечения доступности услуг для инвалидов в МБДОУ № 192 разработан Паспорт доступности, согласно которому объект признан доступным для всех категорий инвалидов. Для инвалидов на креслах-колясках частично доступен первый этаж с регламентом обслуживания до 45 минут. Территория МБДОУ соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения маломобильных групп населения, обеспечен доступ к зданию МБДОУ.

Оборудование помещений МБДОУ и прилегающей к ней территории имеет следующие показатели:

  • Главный вход на территорию детского сада оборудован кнопкой вызова персонала на доступной высоте.
  • Главный вход в здание МБДОУ имеет безбарьерный въезд, на входе имеется пандус для инвалидов-колясочников.
  • Вход в здание оборудован кнопкой вызова персонала для оказания помощи посетителям.
  • Ширина дверных проемов входа в детский сад обеспечивает свободный вход инвалидов-колясочников. Имеется знак доступности.
  • На всех дверях основного здания и внутри имеются маркеры для слабовидящих, в том числе контрастно маркированы дверные проемы.
  • В МБДОУ имеются специально оборудованные санитарно-гигиенические помещения, звукоусилители для массовых мероприятий, вывески со шрифтом Брайля на контрастном фоне.
  • Сменные кресла-коляски отсутствуют.

В МБДОУ разработаны правила обслуживания и обеспечения безопасности посетителей с ограниченными возможностями здоровья и систематически в соответствии с планом проводится инструктаж о правилах взаимодействия и обслуживания инвалидов. Работники МБДОУ прошли необходимое обучение по правилам сопровождения инвалидов в организации и курсы повышения квалификации по программе "Инклюзивное образование в условиях реализации ФГОС ДО".

Специальные условия питания

В МБДОУ организовано сбалансированное питание в соответствии с действующим Постановлением от 28.09.2020 № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.10.2020 № 32 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения", примерным 10-дневным меню, утвержденным заведующим МБДОУ. Специальные условия питания инвалидов и лиц с ОВЗ не предусмотрены.

Специальные условия охраны здоровья

Основной задачей медицинского и педагогического персонала учреждения является четкая организация работы по наблюдению за состоянием здоровья детей и проведение профилактических мероприятий, направленных на обеспечение правильного физического и нервно-психического развития, а также снижение заболеваемости детей. Санитарно-гигиеническое состояние МБДОУ соответствует требованиям СанПин 2.4.3648-20, световой, воздушный и питьевой режимы соблюдаются. В детском саду имеются медицинский и процедурный кабинеты, оборудованные в соответствии с нормативными требованиями.

С целью снижения заболеваемости проводятся профилактические и закаливающие мероприятия (утренняя и корригирующая гимнастика с использованием дыхательных упражнений, воздушные ванны, правильная организация прогулки, соблюдение температурного режима в течение дня).

Детский сад обслуживает врач-педиатр (на основании договора с МБУЗ "Детская городская поликлиника № 18 города Ростова-на-Дону"). Медицинский персонал наряду с администрацией несет ответственность за здоровье и физическое развитие детей, проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режима и обеспечение качества питания. Ежегодно составляется комплексный план оздоровления детей с учетом возможностей МБДОУ, который включает в себя оздоровительные мероприятия: закаливающие мероприятия, витаминотерапия, вакцинопрофилактика, элементы лечебной физической культуры. Охрана здоровья осуществляется в полном соответствии с нормативными актами РФ. Весь педагогический состав ежегодно проходит инструктаж по оказанию первой медицинской помощи.

Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ОВЗ

В МБДОУ создано единое информационное пространство, оснащенное электронной почтой, локальной сетью, выходом в Интернет, действует официальный сайт. В целях обеспечения доступности к информационным материалам, на сайте МБДОУ создана альтернативная версия сайта для инвалидов по зрению. Локальная сеть состоит из кабельной сети и Wi-Fi. Доступ к сети Интернет обеспечивается в соответствии с договором об оказании услуг с оператором связи ОАО "Ростелеком". Интернет используется для следующих целей:

  • информационной поддержки и создания творческих работ педагогов и воспитанников МБДОУ (в том числе групп компенсирующей направленности с соблюдением санитарных требований);
  • работы с компьютерными справочниками, электронными библиотеками;
  • поиска дополнительной информации (текстовой, видео- и музыкальной) по всем дисциплинам учебных планов;
  • самообразования педагогов МБДОУ;
  • участия в онлайн-коференциях и вебинарах, просмотров онлайн-занятий и других педагогических мероприятий педагогов МБДОУ;
  • просмотров познавательно-образовательных программ для воспитанников (в том числе групп компенсирующей направленности с соблюдением санитарных требований).

Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ОВЗ

Для повышения качества педагогического процесса в практике МБДОУ используются электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья: мультимедийные презентационные материалы, обучающие программы, обучающие фильмы, мультфильмы, звуковые файлы (музыка и аудиокниги) и др.

Педагоги МБДОУ активно используют мультимедийную технику и электронные образовательные ресурсы (ЭОР) по всем направлениям образовательной и воспитательной деятельности: на занятиях по развитию математических, экологических представлений, художественному творчеству, коммуникации, музыке. Мультимедийное оборудование активно используется на родительских собраниях, педагогических советах, семинарах, досуговых мероприятиях, мастер-классах. Педагоги ДОУ участвуют в разработке электронных образовательных ресурсов (мультимедийных презентаций) для занятий с детьми разных возрастов, в психолого-коррекционной работе, в логопедической коррекции. Накоплена обширная медиатека электронных образовательных ресурсов.

Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования

В МБДОУ имеются специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для лиц с ограниченными возможностями здоровья (для детей группы компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи): интерактивный комплекс "АЛМА", программное обеспечение для работы с детьми с особыми образовательными потребностями "АЛМА", робототехнические наборы, интерактивный стол "Project Touch", программный комплекс "Лонгитюд-5 , сенсорные панели "Inter Touch Display Pro NP", интерактивная панель "Lumien Cinema Home", интерактивный песочный стол, интерактивный стол с программой "Логомер"; коррекционное оборудование: массажные мячи, набивные мячи, детские тренажеры, релаксационное и сенсорное оборудование, доски Бильгоу, балансиры, дидактические наборы для осуществления коррекционной работы в соответствии с Адаптированной основной образовательной программой МБДОУ.

Наличие условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат

Общежитие и интернатные группы в структуре МБДОУ не предусмотрены.